Как Петр Первый стал кумом чуваша

     Захотелось царю Петру узнать, как живут его подданные. Повелел он снарядить простую кибитку и в сопровождении свиты поехал по своему царству-государству.
     Рано ли, поздно ли приехал царь в одну чувашскую деревню и решил в ней заночевать.
     Деревня была большой. Стали выбирать дом, куда бы можно было попроситься на ночлег. Приближенные царя говорят:
     - Надо идти к тому, кто богат. Самый богатый в деревне, наверное, батюшка. Попросимся к нему.
     Заходят к попу, просятся пустить их ночевать.
     - У меня матушка нездорова, - говорит поп. - Да и детей полна изба, положить вас негде. Через два дома от меня живет богатый человек, староста, попроситесь к нему, он пустит.
     Идут к старосте и слышат то же самое.
     - У меня больная жена и детей семеро по лавкам - где я вас положу? На краю деревни стоит избенка, хозяин которой всех пускает. У него и жена здоровая, и детей немного.
     Царь со своей свитой идут на край деревни.
     - Не пустите ли нас на квартиру? - спрашивают. Бедно одетый мужик им отвечает:
     - Если не побрезгуете - заходите, ночуйте, не на улице же спать.
     Заходят они в избу. По всему видно, что живут хозяева бедно. Они как раз ужинать собирались, а кроме картошки в мундире, на столе ничего не стояло.
     Хозяин Иван приглашает царя за стол:
     - Садитесь, поужинаем, чем бог послал.
     Царь Петр садится, ест вместе с хозяевами картошку в мундире, спрашивает их про житье-бытье.
     - Живем небогато, - отвечает Иван. - Лошади у нас нет, приходится старосте кланяться, а он потом за лошадь половину урожая себе забирает. Семья - не маленькая, детишками бог не обидел, и хлеба до нового урожая никогда не хватает. Вот и сейчас сидим без хлеба, на одной картотеке. Уж не обессудьте, угощать больше нечем.
     После ужина легли спать. Бедный Иван отдает царю свою кровать, а сам ложится на голом полу. Царь Петр засыпает, но через какое-то время пробуждается, заслышав женский стон. "Что-то случилось, - думает царь. - Батюшка сказал, что у него жена нездорова, староста ссылался на болезнь жены, видно, и у этого бедняка жена захворала". Но тут раздался крик ребенка. "Нет, не хворая у Ивана жена, - понял царь, - у нее родился ребенок".
     Утром царь Петр спрашивает Ивана:
     - Ночью мне послышался крик ребенка, уж не жена ли родила?
     - Да, жена была в положении, а ночью разрешилась сыном, - отвечает Иван.
     - Тогда давай окрестим его, - предлагает царь. - Сходи к батюшке, позови его сюда, - и с этими словами протягивает Ивану золотой пятирублевик.
     Иван приходит к батюшке:
     - У меня ночью родился сын и надо бы окрестить его. У меня остановился барин, и мы хотим окрестить ребенка, пока барин не уехал.
     - На крещение нужны деньги, - говорит батюшка. Крестьянин тут же протягивает батюшке золотой пятирублевик:
     - Вот, возьми.
     - Я по осени кропил твой двор святой водой, ты мне за это ничего не заплатил, - говорит батюшка. - Весной ходили с крестным ходом - и за это не было заплачено. Так что этим пятирублевиком ты только-только рассчитался со мной за прежние долги.
     Огорченный Иван ни с чем возвратился домой. Царь, завидев его, спрашивает:
     - Что случилось, Иван? Что ты так низко голову опустил? Иван отвечает:
     - Батюшка не хочет крестить, говорит, что у меня много накопилось старых долгов, так что твои деньги он забрал на их уплату.
     Тогда царь протягивает Ивану золотой червонец:
     - Позови его еще раз, и пусть приходит и матушка - кумой будет.
     Иван опять идет к попу, отдает ему червонец:
     - Барин просит прийти и матушку, говорит, кумой будет. Получив червонец, поп уже не заставил себя долго ждать.
     Пошла с ним и матушка. Правда, большой охоты стать кумой бедняка у нее не было, пошла она скорее из женского любопытства: на барина хотелось посмотреть.
     Пришли они в дом Ивана, царь Петр говорит:
     - Я буду крестным отцом, а ты, матушка, - крестной матерью.
     Окрестили младенца. Поп с матушкой домой пошли, а царь Петр на прощанье говорит Ивану:
     - Давай, кум Иван, вот так сделаем. Приезжай-ка ко мне в Петербург и привези сто пар лаптей. Как приедешь, тебя могут остановить: куда, мол, мужик, идешь. А ты отвечай: иду, мол, к куму Петру. Тебя и приведут ко мне. А лапти в Петербурге продавай так: первая пара - десять рублей золотом, вторая - двадцать, третья - тридцать, так и дальше. А привези, как я уже сказал, сто пар.
     Иван наплел сто пар лаптей и отправился со своим товаром в город Петербург. Начал продавать лапти, как и наказывал ему кум Петр. Царь же на ту пору повелел устроить во дворце бал и сказал, чтобы все танцевали на том балу только в лаптях. Купцы, министры, генералы - все кинулись лапти покупать. Приходят на один базар - нет лаптей, приходят на второй - что за напасть такая - тоже нет, как не бывало. И тут-то как раз встречают крестьянина с возом лаптей. Обрадовались, опрашивают:
     - Сколь стоят твои лапти, мужичок?
     - Десять рублей золотом, - отвечает крестьянин.
     - Дороговато, да что поделаешь: в царский дворец без лаптей не пустят. Купил один, подходит другой:
     - Сколько стоят лапотки, любезный?
     - Двадцать рублей золотом.
     - Ого! "Ого"-то "ого", а поди, ослушайся царского приказа; надобрать, пока мужик дороже не запросил.
     А мужичок и впрямь за третью пару взял тридцать рублей, за четвертую - сорок, а за пятую уже и все пятьдесят. Надо хватать, пока сто или двести не заломил!
     Так Иван и расторговал весь свой липовый товар, набавляя по червонцу за каждую новую пару.
     Только расторговался - к нему подходит полицейский:
     - Эй, мужик, зачем в Петербург пожаловал?
     - Я приехал к куму Петру, - отвечает Иван и подает полицейскому записку, которую ему когда-то оставил кум.
     В записке было написано: "Кто встретит человека по имени Иван, разыскивающего кума Петра, должен немедленно привести его к царю Петру". И когда полицейский ту записку прочитал, то сказал:
     - Я, пожалуй, знаю твоего кума, так что пойдем, прямо к нему и отведу.
     Привели Ивана к царю. Тот его сразу узнал:
     - Здравствуй, кум Иван. Приехал?
     - Приехал, - отвечает Иван.
     - Сходи-ка с дороги в баню, - предложил царь, - там тебя постригут, бороду сбреют, приоденут и приведут ко мне.
     Ивана вымыли, постригли, побрили, приодели - глядит мужик сам на себя в зеркало и себя не узнает.
     Царь Петр берет его с собой на бал, чтобы Иван посмотрел, как министры да генералы со своими женами в его лаптях танцевать будут. Хорошо у них получалось, будто весь свой век они в этой обувке ходили!
     А наутро царь Петр дает Ивану богатую кибитку и говорит:
     - Деньги у тебя теперь есть, поезжай домой и построй хороший дом, чтобы было куда положить гостя, если он попросится ночевать.
     Прикатил Иван в свою деревню на тройке с колокольчиком, привез с собой сундук золота. Все ахают, дивуются, а деревенские богачи от зависти аж позеленели.
     - Откуда у тебя, Иван, столько золота? - спрашивают они с любопытством.
     - А я сто пар лаптей свез в Петербург да продал, - отвечает Иван. - В Петербурге за лапти платят чистым золотом.
     Богатеи - сразу же домой, и давай тормошить своих жен: готовьте лыки, будем плести лапти и чем больше, тем лучше.
     Наплели лаптей - чуть ли не всю Россию можно обуть, и повезли в Петербург. Однако же лапти у них почему-то никто не покупает, а если и купят, так платят не больше копейки. Какое уж там золото, ладно бы дорогу оправдать!
     Возвращаются лаптежники в свою деревню, и ну Ивана проклинать-ругать на чем свет стоит. Да ладно бы только ругали, украли лошадей, украли и сундук с золотом. Опять Иван пришел в прежнюю бедность.
     Что делать бедному мужику, как из нужды выбиться?
     Едет он опять к царю Петру, рассказывает о своем житье-бытье. Тогда царь ему говорит:
     - Переезжай всей семьей сюда, найдем для тебя здесь дом.
     Крестьянин съездил в деревню, забрал жену с детишками, вернулся в Петербург к куму Петру и жил недалеко от него до самой своей смерти.
     И по сей день на берегу Невы стоит небольшой домик. В этом доме жил Петр Первый, когда будущая столица русского государства еще только начинала строиться. Рядом с жилищем царя виден домик поменьше. Говорят, чуваш Иван жил именно в этом доме.

Blogged with the Flock BrowserTags:

2012 © Copyright information метр

 

Права на тексты принадлежат авторам и переводчикам ( © ). Башкирский центр перевода художественной литературы.

Вход в систему

Счетчик

free counters

Яндекс.Метрика