В древнее время был старик со старухой. У них родился сын, которого они называли Гомор-Озак. Этот Гомор-Озак возмужал. Отец и мать его были очень бедны, и мальчик вырос в услужении у одного хозяина. Вот молодец возмужал и сделался очень сильным богатырем. Раз у царя был праздник: на этот праздник отправился и Гбмор-Озак. Дочь царя влюбилась в Гомбр-Озака и сказала своему отцу: «Батюшка, я пойду за этого молодца, отдашь ты меня за него или не отдашь - все равно»... Царь отвечает: «Ладно, дочка, выходи». Царь велел позвать к нему Гомор-Озака и сказал: «Моя дочь юворит, что она пойдет за тебя, если ты согласен на тот выкуп,1) который ты должен будешь дать за нее, то я отдам ее тебе». Гомор-Озак отвечает: «Ладно, я согласен». Царь говорит: «У меня есть один богатырь: против него не могут выступать даже три человека сразу; если ты повалишь и убьешь его, то я отдам тебе свою дочь». А царь и этот богатырь затаили в себе сильное чувство мести друг против друга. Гомор- Озак отвечает: «Ладно, царь». Тогда царь велел позвать того богатыря. Царский богатырь пришел. Тогда Гомор-Озак начал бороться с богатырем. Богатырь говорит Гбмбр-Озаку: [«На что надеешься ты, когда выходишь ( против меня?»-«Ну, богатырь, не говори так, ты произносишь нечестивые слова!» Начали бороться. Гомор-Озак подбросил богатыря кверху и тотчас же пинком ноги оторвал ему голову. Тогда царь приказал поднять знамена, играть музыке и- кричать, «ура». После- этого царь обручил свою дочь с Гомбр-Озаком. Когда Гомор- Озак прожил тут несколько времени, царь сделал его царем и* отпустил его домой. Вот идут они обратно домой. А у Гомор- Озака родился сын. Они идут, взявши у царя солдат. Дошли до одной большой реки. Сделав баржу, начинают переправляться на ней через реку. Когда достигли середины реки» что- то задержало баржу; оказалось, что задержал аждаха. Аждаха начал говорить Гомбр-Озаку: «Отдай мне своего сына, тогда- *) Ср. „Соловей Буди... /?/. Этимологическое значение слова Гомор- Озак'или при элизии’ „о*- Гоморзак- богатырь, жиЗнь которого продолжительна.
я дам тебе переправиться через реку, а не то - опрокину баржу и погублю всех вас!» Гомор-Озак сказал: «Позволь доплыть до берега, тогда я и отдам тебе». Аждаха поднял на себя баржу и дотащил ее до берега. Тогда сын Гбмор-Озака сказал своему отцу: «Ты не отдавай меня; я поборюсь с ним» - «Ладно, сынок, поборись», ответил он. Тогда сын начал бороться с аждахой: схватил аждаху, ударил его
оземь с такой силой, что тот так и ушел в землю. Убив аждаху, отправились они домой. Отец и мать Гомор-Озака состарились. Придя домой, Гбмор-Озак поздоровался со своим отцом и матерью, и все они вместе заплакали. Гбмор-Озак устроил пир и объявил о своем царском звании. Так вот живет он в своем ауле и царствует.
В ближайшем ауле был другой царь. Этот царь устраивал праздник, выдавая замуж свою дочь. Царь позвал к себе в гости и царя Гомор-Озака. Собралось очень много народу. У Гомор-Озака был один богатырь; этого богатыря выпустили против богатыря другого царя. Богатырь другого царя побо рол богатыря Гомор-Озака. Тогда Гомор-Озак вскочил на ноги, чтобы бороться самому. Стал Гомор-Озак бороться с тем богатырем. Тот богатырь поборол и царя Гомор-Озака. Тогда сын Гомор-Озака подскочил к отцу и сказал: «Батюшка, я дюборюсь с этим богатырем!» Гбмор-Озак говорит: «Ты, сы нок, еще молод».-«Поборюсь, батюшка». «Ну, что же, борись», отвечает отец. Сын подошел к тому богатырю и схватился с ним за поясницу. Тогда богатырь сказал сыну Гбмор-Озака: «На что надеешься ты, когда идешь на меня?» Тот ответил: «Богатырь», лишнего не говори! «Если я паду, так паду от руки богатыря»2). - Ладно», говорит он, «вот я порву тебе поясницу!» Тогда они начали бороться. Сын Гбмор-Озака схватил богатыря за ухо и бросил его на воздух. Когда тот, падая, касался земли, он ударил его кулаком по заднице, и богатырь разлетелся в золу). Тогда царь начал мочиться песком и испражняться камнями4). После этого царь сказал Гомор- Озаку: «Сватай мою дочь за своего сына». - «Ладно», отвечал он. - Если отдашь, так буду сватать». Так Гомор-Озак высватал дочь царя за своего сына. После этого устроили шестидневный свадебный пир, и на этом пиру опять завязалась борьба. Против сына Гомор-Озака ни один человек не мог устоять.
У царя, тестя сына Гомор-Озака, был сын. Он сказал: «Батюшка, я поборюсь с зятем». Царь сказал: «Ладно, поборись». Подошел к сыну Гомор-Озака сын царя и говорит: «Попробуем-ка поднять друг друга - побороться друг с другом». - «Стыдно нам будет, шурин, не станем бороться», отвечает сын Гомоор-Озака. «Поборемся», говорит тот, «поднимем друг друга да и перестанем». - «Ну, что» ж, ладно, шурин», отвечает сын Гомор-Озака. Тогда он начал бороться со своим шурином, приподняв своего шурина, он покружил и повалил его наземь. Шурин, сын царя, и говорит ему: «Ай-ай! Да, ты, как видно, богатырь!» У сына Гомбр-Озака был сын. Он совсем не походил на своего отца. И был он очень красив. Тогда царь передал сыну Гомор-Озакова сына свое царское звание. Сын Гомбр-Озака попросил у царя позволения: «Царь наш, хан, душа наша!5) Мы хотим возвратиться домой!» - «Позволяю», говорит царь, «возвратитесь». Тогда сын Гомор-Озака отправился домой, взяв с собой жену и сына. Шел-шел и увидел на вершине одной горы войско. Когда подошли к нему, то оказалось, что это - дивы-пярии. Подошли ближе и остановились. Тогда дивы-пярии сказали сыну Гомбр-Озакова сына: «Борись с нами!» Сын Гомбр-Озака отвечал: «Мой сын еще молод, я буду, бороться с вами», - «Ладно, борись», отвечали те. Тогда сын Гомбр-Озака начал бороться с дивами. Сын Гомбр-Озака поборол несколько богатырей. Тогда выступил один богатырь царя дивов - подходит с криком и воплем, царапая ногтями землю. Царь дивов и говорит: «Тому, кто победит этого богатыря, я отдам свою дочь». Сын Гомор-Озака задумал было, схватиться с этим богатырем, но сын его сказал:' «Батюшка, дай-ка я схвачусь» - «Ладно, сынок, схватись», говорит отец. Тогда сын вышел и сцепился с дивом. Боролись они друг с другом три дня и три ночи. Сын Гомор-Озакова сына, схватил и подбросил дива так сильно, что завязил его в землю. После этого царь дивов обручил свою дочь с сыном Гомор-Озакова сына6). Сын Гомбр-Озака отправился дальше по пути домой, а его сын, сделавшийся царским зятем, остался гостить у царя. Пришло время умирать царю дивов. У царя дивов не было ни одного сына, была только единственная дочь, и див умер, передав царское звание своей дочери, а дочь передала его своему мужу; тогда сын Гбмбр-Озакова сына сделался царем над дивами. Вот однажды сын. Гомбр-Озакова сына стал худеть и желтеть. Жена спросила: «Отчего ты похудел?» Он отвечает: «Ведь и у меня есть отец и мать, из-за них я похудел: съездить бы мне домой». Сын Гбмбр-Озакова сына, взял свою жену, отправиться домой со своими дивами. Сам Гомор-Озак сделался царем, и сын его сделался царем, и сын его сына сделался царем, и вот они, сделавшись все трое царями, очастливо управляют своими странами. Сегодня я отправился туда, а вчера вернулся обратно домой.
Примечания
*) выкуп. Речь идет о старинном обычае, согласно которому жених должен был уплатить родителям невесты вывели или калым.
*) богатыря. Характерная для башкирских сказок эпическая формула. Неоднократно повторяется во всех богатырских: сказках сборника Бессонова. °) разлетелся в золу, т.е. рассыпался прахом. В переводе оставлено это характерное выражение башкирских сказок, которое встречается в них довольно часто. *) испражняться камнями. Общее «эпическое» место сказок: с определенными дях героями при известных условиях всегда происходит именно это самое. 5) душа наша. Выражение ласки, характерное для многих языков и притом не только восточных. ®) После этого в переводе Бессонова идет какая-то совершенно невразумительная фраза, которую мы опускаем.