Сказание о нашествии немцев, и о том, как лопари хитростью
избавились от них (второй нагон).
(Аграфена Архипова, Имандра, 3/VI—1912).
Шли немцы нагоном грабить и убивать лопарей. Лопари убежали в Хибины20 (Umptek), на очень крутую пахту около Yimjegorr'а21.
Когда лопари пустились в бегство, оставалась в погосте лишь одна старушонка, которая и стала просить лопарей: «Не оставьте меня, возьмите с собой!» Лопари ее взяли, не бросили. Ничего старушка не [21] захватила с собой, только осоку22, скрученную в жгуты. «Куда осоку то берешь?» — спросили ее лопари, старуха же только ответила: «пригодится».
На крутом склоне той пахты, куда бежали лопари, снегу было очень много, на самом же верху пахты он сильно нависал. Зная опасность, с какой связан подъем по этой крутизне, лопари взобрались на пахту не прямым, а обходным путем. Когда она добрались до вершины пахты, старуха начала бросать вниз на крутой покрытый снегом склон осоку.
Вскоре стали показываться и немцы. Подойдя к пахте, они увидели наверху народ, на склоне же заметили разбросанную осоку и, решив, что лопари поднялись с этой стороны, начали вставать23.
Труден был подъем по оледенелому твердому снегу, стал топором ступеньки в снегу рубить. Тут внезапно снег обвалился и всех засыпал, похоронил.
«Мой свекор на том месте нашел немецкую пуговицу», закончила рассказчица.