Мышка и воробей

МЫШКА И ВОРОБЕЙ

Когда-то дружили мышка с воробьем. Всегда советовались о своей еде. Жили так примерно две недели: что ни найдут - едят всё вместе.

Однажды, когда мышка ушла домой, воробышку попалось конопляное семечко. Не стерпев, проглотил он это конопляное семечко. Мышка пронюхала об этом. За это она рассердилась и подала в суд на воробья. В суд подала ко льву - царю зверей. Воробей тоже рассердился на мышку и пошел жаловаться к своему царю - орлу.

Поднялись друг на друга два царя, орел собрал всех птиц, а лев - всех зверей, из-за одного конопляного семечка. Птицы и звери для войны собрались в большом лесу. Птицы бьют сверху, звери - снизу. Боролись-боролись. Как ударил большой своей лапой лев орла, так и переломил у него крыло. Орел чуть не слетел с вершины большого дерева.

Звери разошлись, а орел остался на сучке дерева. Сидел сутки, сидел двое, трое - даже проголодался. Никто его не кормит. Сидит, горюет: что делать, лететь не может.

Навстречу орлу выходит охотник с ружьем. Прицелился в орла - хочет застрелить. Орел заговорил по-человечески: «Охотник, не убивай меня! Поймай меня, отнеси домой и корми, пока не вырастут крылья».

Понес его старик - богатый охотник. Приютил богач орла. Орел съедает в день быка. Жил год у охотника и разорил его едой начисто. Семья и жены начали ругаться, что, мол, принес птицу, прокормил на нее все свое состояние, весь дом и двор.

После этого орел говорит старику: «Пусти теперь меня на волю!» Старик выпустил. Орел поднимается вверх. Смотрел-смотрел старик и потерял его из виду - потерялся он на дне неба. «Прощай теперь, мое состояние!» - со слезами входит старик в дом.

Орел вернулся через сутки обратно, пришел к старику и говорит: «Идем, дедушка! Я тебе теперь заплачу». А у старика сыновей не было - были только дочери. «Ну, дедушка, садись теперь мне на спину, я тебе здесь не смогу уплатить, повезу к себе». Поднял орел старика вверх и понес, показывая ему весь мир. Довез до большой горы, перевез через эту гору. После этого поднял старика еще выше и бросил его вниз. Перед падением на землю, орел его подхватил: «Вот, - говорит, - дедушка, что ты почувствовал? Сильно ведь перепугался?» - «Испугался очень сильно, думал, умру!» - «В то время, как ты прицеливался в меня из ружья, мне так же почувствовалось». Опять понес его дальше.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Летели-летели, долетели до бронзового дворца. Спустились к воротам. Орел говорит старику: «Ты подожди немного здесь, а я зайду сюда; у меня здесь есть младшая сестра». Зашел к сестре, сестра встретила его на середине двора. «Как поживаешь, сестрица?» - «Живу хорошо, слава богу!» - «Жалеешь отца и мать, или же не жалеешь?» - спрашивает орел, - «И тебя, братишка, жалею, а больше - отца и мать». Орел, повернувшись, вышел в ворота. «Давай, садись на спину, поедем к средней сестре».

Летели-летели, долетели до серебряного дворца. Спустились. к воротам. «Ты, дедушка, постой здесь, а я зайду». Встречает сестру посреди двора. «Как поживаешь, сестра?» - «Я ничего, по-прежнему. Ты, братишка, где обитаешь?» - «Сестра, кого ты больше всего жалеешь: меня или отца с матерью?» «Тебя тоже очень жалею, братишка, отца и мать больше», - отвечает сестра. Поворачивается орел, выходит за ворота. «Айда, дедушка! Садись, еще поедем подальше». Садится дед.

Летели-летели, долетели до золотого дворца, остановились около него. «Дедушка ты постой здесь, а я зайду: здесь живет старшая сестра». Встречает сестру посреди двора: «Как поживаешь, сестра?» - «Я живу по старому. Ты как, братишка, поживаешь? Где ты проживал?» - «Кого ты жалеешь, сестрица, - говорит он, - меня жалеешь или отца и мать больше?» - «Жалею отца и мать, но они умерли. Тебя же жалею больше всех - ты жив и явился». Орел поворачивается и говорит: «Дедушка, заходи во двор, идем в избу».

Старик зашел в избу, и сестра орла удивленно смотрит на него. Накормила, напоила допьяна, даже спать уложила. Старик жил там одну неделю. Через неделю говорит орел: «Ну, дедушка, еще будем жить, или пойдешь домой?» - «Домой-то очень уж хочется, да дороги-то ведь я не найду», - отвечает старик. - «Раз привез - провожу и дам подарок».

Сестра выносит сверток в белой тряпке. «Дедушка, положи этот подарок за пазуху как следует, до дома не смотри!» Кладет старик осторожно подарок за пазуху и говорит: «До дому ни за что не взгляну на этот подарок». Орел сажает старика на спину и несет обратно. Летят-летят, долетают до большой горы, переправляет орел старика через большую гору и опускает на землю. «Ну, дедушка, большое тебе спасибо за угощение, за уход, за присмотр! Иди и не останавливайся нигде отдыхать и не смотри на подарок!» Шагает старик по дороге. Проходит день, проходит два. Идет неделю, проходит три. Идет месяц, другой - еще не видно дома. Как только стал подходить к дому - вздумал старик отдохнуть. Сел, вынул подарок из-за пазухи. «Что это за завязка? Постой, - думает, - разверну и посмотрю». Развернул старик тряпку - выстроился перед ним золотой дворец. «Ой! Что буду делать?! Куда денусь?! Как понесу золотой дворец?!» Пока он сидел так, горюя, подошел к нему один седой старик со страшным видом. «Кто тебе разрешил на моей земле ставить дворец?» (Оказывается, колдуна была земля.) «Я, - говорит, - соберу тебе дворец, но запиши на меня кровью из своего пальца то, чего не знаешь дома». Как раз в его отсутствие, оказывается, родился сын. «Я напишу тебе, - ты собери мне дворец», - согласился старик и написал ему. Колдун собрал ему в тряпочку большой дворец.

Охотник задумчиво пошел домой. Шел-шел, дошел до дома. Навстречу ему из избы выбегает маленький мальчик. Мать его предупредила: «Смотри, сынок, идет твой отец». Сыну его уже исполнилось три года. Спрашивает старуха старика: «Куда ходил, старик, что принес?» Старик вынул тряпочную завязку, развернул - выстроился золотой дворец. Зажили они очень хорошо. Сын растет, стал уже прекрасным женихом, начал подыскивать себе невесту.

Однажды вечером старик лег спать и приснился ему колдун: «Дедушка, - говорил он во сне, - что ты еще раздумываешь? Уже время отпускать сына». Старик сильно закручинился, но ни сыну, ни матери его ничего не говорит. Живут еще. Старик не отпускает сына. Однажды ночью приснился сон его сыну. «Ты, - говорит колдун, - почему не приходишь? Тебя ведь отец продал мне». Сын встает утром и говорит отцу: «Если ты меня продал, почему же ты меня не пускаешь, папаша? Я здесь жить не буду больше, выйду и пойду жить к старику-колдуну». Собирает вещи и уходит. Со слезами остаются старик со старухой дома.

Шел дорогой, зашел в лес. Идет по лесу, уже скоро вечер, а зайти переночевать некуда. Идет дальше. К сумеркам выходит на маленькую лужайку; на этой лужайке стоит маленькая избушка. Заходит в избу - на печке лежит большая старуха.

«Бабушка, если бы ты пустила меня ночевать?» - спрашивает он ее. Бабушка отвечает: «Зайди, зайди, сыночек! Мы тебя очень ждем. Ты идешь к старшему брату, но у брата ты не сумеешь жить, - он все равно убьет тебя». Встав утром, сын старика опять пустился дальше в путь. «Постой-ка, сыночек, - останавливает его старушка, - дам тебе кое-какой совет, может живым с ним останешься: когда ты придешь к нему, скажи ему: я к тебе пришел наниматься. У него есть двенадцать девушек. Если сумеешь взять одну из них, то очень легко освободишься от него. А как ее взять, об этом скажет тебе моя старшая сестра. Сегодня ты дойдешь ночевать до нее. Вот тебе путевод». Сказав это, она отдает ему шелковый моточек.

Шагает он по лесной тропиночке, моточек катится впереди. Идет целый день. К вечеру приходит к маленькой избушке, заходит - сидит там большая старуха. «Оказывается, сыночек пришел, мы тебя очень ждем», - говорит старушка. Провел у бабушки ночь. Утром встал и начал собираться в путь. «Сыночек, я хочу дать тебе кое-какой совет. Не доходя до старика, тебе попадется озеро. Туда прилетят купаться двенадцать уточек. Ты как-нибудь укради у одной из них одежду и спрячь. А дальше уж сам знаешь, как поступать. Вот тебе шелковый моточек: куда он поведет, туда и иди». Вышел сынок в путь пешком, пошел следом за мотком. Шел-шел - дошел до большого озера. Придя на берег озера, спрятался он в камышах. Прилетели двенадцать уток и сели на озеро. Сняли одежду все - превратились в девушек. Прыгают все в воду и начали купаться, играя и веселясь. Этот подкрался сквозь длинные камыши, украл одежду одной утки и спрятал. Выкупались утки, вышли на берег. Одиннадцать уток сделались опять птицами, а у одной потерялась одежда. Осталась она одна и начала со слезами кликать: «Кто же мог взять одежду? Если взяла женщина старше меня - буду называть своей матерью, если мужчина - своим отцом; если же взял кто младше меня - весь век называла бы того братом, весь век называла бы сестренкой. Если взял жених - пусть будет вечно моим мужем».

После этих слов охотничий сын вышел к ней и говорит: «Вот твоя одежда! Я взял, вот она - нарядись!» Отдает ей одежду. Она нарядилась уткой и говорит жениху: «Ну, если сумел взять одежду, сумей и меня взять». - «Как я тебя возьму?» - «А вот как ты меня возьмешь: завтра придешь к моему отцу и наймешься работником. Проживешь три дня. Он начнет тебе предлагать: женись, дочку выдам! А ты ему скажи: я возьму только твою дочь, другую не возьму. Если ты меня не узнаешь, то отец прикончит тебя. Он выведет нас кормить - я буду голубкой. Когда станет выводить, я буду ходчее всех клевать, буду бить всех остальных». Пришел к колдуну. «Дедушка, - говорит он, - я пришел к тебе наниматься в работники». - «Вижу, вижу! Очень жду тебя, ты мне давно очень нужен. Хорошо, хорошо! Живи, работай». После трех дней работы дед говорит ему: «Ну, сыночек, хорошо ты работаешь, я за тебя выдам дочку». - «Я возьму только твою дочь, а не стряпку», - отвечает тот. «Хорошо, если сумеешь, - выдам, если нет, - голову съем. Вот завтра выведу девушек: если узнаешь дочку, - возьмешь, если нет, - нет». Встает старик рано утром, выводит двенадцать голубков и посыпал им пшеницы. Голубки, прыгая и играя, клюют, а одна голубка очень уж шустрая: клюет одного, другого; бьет крыльями одну, другую. «Вот девушка, я возьму эту голубку», - заявляет он. «Хорошо, хорошо, сыночек! Бери сердечно любимую, - говорит.

Еще дам тебе одну работу: если выполнишь, - выдам, не пожалею. Выруби одну десятину леса, выкорчуй его, вспаши, посей, вырасти до завтра пшеницу». Жених впал в раздумье: «Достанется же моей голове», - думает себе. Вечером ложатся спать. Девушка постучала в окно. «Что ты кручинишься, встань и не валяйся, - говорит, - посмотри в окно!» Посмотрел в окно, а на месте леса колышется-стоит пшеница. Девушка уж успела сделать за ночь. Просыпается утром старик, смотрит в окно - стоит пшеница, только колышется. «Ой-ой! Умен же, оказывается, будущий зять! Постой, я ему задам ума - обоих прикончу», - думает старик. Топит баню жарко и пригоняет туда обоих с дочкой. Там он хотел обоих запарить до смерти. Девушка говорит мужу: «Ты плюнь в этот угол, а я плюну в другой». Оба превратились в мух и вылетели через окно. Немного погодя старик-колдун посылает в баню свою стряпку: «Пойди-ка, наверное зажарились, выкинь обоих». Приходит стряпка в предбанник, зовет девушку: «Скоро ли вымоетесь?» Два плевка отвечают из двух углов: «Еще мы не домылись!» Придя обратно, стряпка докладывает старику: «Здорово! Еще моются в бане». «Сходи-ка еще!» - просит колдун. Придя опять, стряпка зовет их: «Скоро ли вымоетесь?» Отвечают ей плевки из бани: «Еще веником не парились!» Приходит она к старику и докладывает: «Еще, говорят, веником не парились». - «Нет, это враки! Они убежали» - говорит колдун. - «Пойдите, откройте и узнайте - кто там есть!» Придя, раскрывают двери, а два плевка закричали из углов: «Не входите еще, мы не надели белье!» Придя, докладывают старику; старик рассвирепел: «Их надо прикончить!» Посылает в погоню конных: «Как поймаете, сразу везите сюда!» - приказывает строго. А они - девушка с женихом - бегут, что есть мочи. Девушка приложила ухо к земле и слушает - вслед за ними идет погоня. Говорит она ему: «Я буду стадо, а ты будь пастухом». Погоня догоняет и спрашивает у пастуха: «Ты, - говорят, - не видел здесь прохожих - девушку с мужчиной? Давно ли ты здесь пасешь скотину?» - «Я, - говорит, - здесь три года уж пасу скотину эту». Поворачивают и едут обратно. Докладывают старику: «Не видали, не нашли; только встретили мы пастуха с большим стадом скотины». - «Ах, дураки! Привести бы вам вместе стадо и пастуха! Стадо ведь была моя дочь, а пастух - жених ее. Ступайте, идите скорее, пригоните всё обратно!» Повернувшись, погнали. Наклонив голову к земле, девушка стала снова прислушиваться: «Постой-ка, вот опять за нами гонятся. Ты будь попом, а я буду монастырем. Зайдут, спросят да уйдут». Догоняют, заходят в монастырь. «А ты, - говорят, - поп, не видел ли проходящих отсюда женщину с мужчиной». - «Здесь, - отвечает поп, - я нахожусь тридцать три года; кроме вас, я никого не видывал никогда!» Придется возвращаться опять обратно ни с чем! Повернули и поехали обратно. Приезжают быстренько и докладывают старику: «Мы не видели твоей дочери; видели только монастырь, там молится себе один поп; говорит, что никого не видел». - «Дураки вы! Взять бы попа и монастырь, привезти бы вместе. Она самые и были; скорее поезжайте еще, заберите их!» Еще посылает погоню старый кобель.

Едут искать. Опять она, приложившись к земле, слушает. Опять за ними сильно гонятся. «Ты будь гусем, а я буду большим озером. Никто и никогда не сможет перейти через озеро». Приезжают к озеру, смотрят: озеро широкое, глубокое: перейти никак невозможно.

Поворачивают и едут обратно. Приезжают к старику и докладывают: «Такое дело, дедушка! Мы никого не видели. Доехали мы до широкого, глубокого озера. Гуляет только один-одинехонек гусь». После этого старик махнул рукой, подумав: «Теперь спаслись». Они потом приехали к своим отцу-матери и до революции жили шикарно. Пришла революция - их раскулачили. Вот тебе одна сказка.

Корректор Владислав Троицкий